пятница, 10 апреля 2020 г.

Игры на развитие фонематического слуха.

Уважаемые родители! Очень важный компонент речи - это фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение звуков речи. Он помогает  различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Игры для развития фонематического слуха:
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [А]…..».
Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, если среди звуков слышит  заданный звук [А] .
Звуки  брать разные.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки».
Взрослый  называет  разные гласные звуки (перед этим сообщить ребёнку, что мяч нужно подкинуть, если услышит звук [Э],  при произнесении взрослым звука [Э], ребёнок подкидывает мяч.

«Зоркий глаз»
Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

«Звуковая цепочка»
Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. 
Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. 
Например: весна- автобус- слон-нос-сова и т.д.

«Скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок должен произнести их в обратном порядке.

«Сложи звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

«Составь слово»
Взрослый произносит первую часть слова, а ребенок вторую.
Например: Взрослый:  Са-, ребёнок:  -хар (сахар),
Взрослый -  Са-, ребёнок Ни-  (сани) и т.д.

«Найди ошибку»
батан, банан, бафан, банан, бакан и т.д.
Ребенок находит ошибку, исправляет.

«Найди лишний слог»
СА – БА – БА - БА,    ПО – БО – ПО - ПО  и т.д.
Ребёнок  выбирает из ряда слогов не похожий на все остальные.

«Узнай, с какого звука начинается слово»
Взрослый называет слова, ребёнок называет первый звук этого слова.

«Где звук?»
Взрослый спрашивает: - Где в слове «Слон», ты слышишь звук [С] (в начале, середине или в конце слова)?
Необходимо брать разное положение звуков:  в начале, середине, в конце слов)

«Какой  одинаковый звук есть во всех словах»?
Взрослый произносит цепочку слов и спрашивает ребёнка, какой одинаковый звук слышится в каждом слове
Например: жук, жаба, лыжи (голосом выделять одинаковый звук  ЖЖЖук, ЖЖЖаба и т.д.)

«Различай и повторяй»
Взрослый предлагает ребенку повторять за ним только один  определенный звук
(только слоги с определенным звуком, только слова с заданным  звуком).
Например: повторяй за мной только звук [С]
-  предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.
Повторяй за мной только слоги со звуком [С]:  АС, ШУ,СУ,ЗА,СЫ и т.д.
Повторяй за мной только слова со звуком [С]: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, КУСОК  и т.д.

 «Сколько звуков произнесу?»-
Взрослый называет  звуки [А], [У], [И], спрашивает, сколько звуков я произнес?
Ребёнок:  3.
Также брать согласные звуки и разное количество звуков.

«Какой звук убежал из слова?»
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком
…УК (лук),  …УКА (рука) и т.д.

«Магазин»
Раскладываете игрушки в магазин. Взрослый - продавец, ребенок покупает игрушки в названиях которых  слышится заданный звук М (С, Б и т.д.)

 «Да и нет не говорить»
Ребёнку задаются разные вопросы, он отвечает, но УСЛОВИЕ: при ответах нельзя использовать слова Да и Нет!

«Слушай и делай»
 Ребенку даются команды, он слушает и выполняет.
Например: подними правую руку, левую руку на пояс, подойди к окну и т.д.

«Испорченный телефон»
Взрослый говорит слово, а дети передают его по кругу.
Последний ребенок называет слово,  сравнивают со словом взрослого, если слово изменилось, то телефон испорчен.

«Дятел»
Взрослый отстукивает карандашом по столу или просто  в ладоши разные ритмы, ребёнок должен повторить, также отстучать.

«Найди самое короткое слово»
Взрослый называет ряд слов, ребёнок находит самое короткое слово (самое длинное)
по слоговому составу.

«Кто лучше слушает»
Поднять руку только когда услышишь слова с звуком.
Например, только слова со звуком  [Ш].

«Хлопки»
Взрослый называет разные слова, ребёнку необходимо  хлопнуть, если услышит название животного,  цветка  и т.д.
 Желаем удачи!

1 коммент.:

Уралочка комментирует...

Очень полезная информация. спасибо большое, что делитесь.

Отправить комментарий