понедельник, 26 марта 2012 г.

Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?


Очень часто наши дети подражают неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно при общении избегать «сюсюканья». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
Но причинами нарушения произношения могут быть и более серьезные проблемы: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, сядьте с ребенком перед зеркалом и расскажите ему расскажите «Сказку о веселом Язычке», понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения (желательно, чтобы в зеркале ребенок видел и свое и ваше отражение)
«Сказка о веселом Язычке»
Жил да был веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.
У Язычка был домик. Догадался, что это за домик? Это рот.
В домике Язычка были две двери. Какие? Губы и зубы. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?
А теперь покажи вторую дверку – зубы (здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись обе дверки в домике веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик и улегся погреться на солнышке. Посмотри, как он загорает. (Язык лежит на нижней губе  распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок тоже погреется на солнышке. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение ребенок в норме удерживает 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.)
Наш Язычок очень веселый, он любит прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет. 
На следующий день Язычок решил пойти погулять. Он открыл все дверки, выглянул на улицу, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про веселого Язычка.
Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между «с» и «ц», «р» и «л». Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка?
Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
- Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом. (Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные).
- Ту-ду-ду.
Папочка-бабочка
Дочка-точка-кочка. (Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные).
- Са-ша-ша.
Мишка-миска.
Крыса-крыша-крыса. (Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные).
- Ла-ла-ра
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки. (Проверяется способность различать звуки «р» и «л»).
Если ребенок не может повторить за вами  правильно, потому  что не выговаривает какой-то звук, то подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где ложки, а где рожки.
Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет». Что делать дальше?...
Если ребенку  нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему малышу от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальная артикуляционная гимнастика для губ и язычка (эти комплексы Вы всегда найдете на прилавке книжных магазинов). Если же Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, берите его за руку и поспешите к ближайшему логопеду, при выполнении всех его рекомендаций Ваш ребенок будет говорить внятно, четко и красиво.    


Материал из сборника методических рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений "Папамамалогия"

0 коммент.:

Отправить комментарий